8 (812) 740-75-74
8 (812) 244-24-22
Обратный звонок

На «чужого дядю»

Если судить по популярности, которую в последнее время приобрела услуга аутстаффинга, то можно подумать, что именно в этой практике бизнес увидел ключ к решению всех своих кадровых проблем. Однако российские предприниматели пока не торопятся следовать примеру западных коллег и предпочитают держать своих сотрудников «под боком».

Под аутстаффингом обычно подразумевают вывод персонала за штат компании и его оформление в кадровом агентстве. Люди выполняют привычный им набор должностных обязанностей. Только запись в трудовой книжке получают не от фактического работодателя, а от агентства. С ним же сотрудники решают все организационные вопросы. Это позволяет руководству компании не тратить ресурсы на бумажную волокиту. Отношения кадрового агентства и компании регулируются договором.

Фактически аутстаффинг – это получение персонала «взаймы».

Заемный труд

В российской действительности произошло некоторое смешение понятий аутстаффинга, аутсорсинга и лизинга персонала. Это три разные вещи, хотя смысловые границы между ними могут быть несколько размытыми. Аутсорсинг подразумевает передачу на сторону целого бизнес-процесса (например, бухгалтерию, PR или собственно работу с кадрами). Аутстаффинг – вывод персонала за штат и его контрактное оформление в кадровом агентстве на относительно длительный период. Лизинг же – это аренда квалифицированных специалистов у другой компании.

Кому это нужно?

«Аутстаффинг в первую очередь необходим компаниям, имеющим ограничения по размеру штата. Кроме того, это отличный инструмент для сокращения издержек, – считает генеральный директор консалтинговой компании Credere Маргарита Щурина. – Особенно актуален аутстаффинг для иностранных фирм, поскольку их годовые бюджеты на зарплату и маркетинг строго ограничены. Нередко средств оказывается недостаточно для найма сотрудников под какие-либо промоакции. В таких случаях компания может использовать маркетинговый бюджет и профинансировать из него работу нанятого через аутстаффинг временного персонала».

«Внештатником» может стать любой сотрудник – от высококвалифицированного специалиста до разнорабочего, – не являющийся ключевой фигурой для данного бизнеса. Например, компания, производящая программное обеспечение, оставит в штате программистов, а за штат может вывести секретарей, системных администраторов, курьеров или бухгалтеров.

Топ-менеджеры попадают под аутстаффинг очень редко. Обычно это зависит от их собственных пожеланий. «Сегодня люди выбирают не только компенсационный пакет, но и уровень его «белизны», – поясняет генеральный директор кадрового агентства Ventra Employement Марина Симонова. – Российская компания и рада бы заплатить по-белому, но не может. Тогда ради одного конкретного человека она заключает договор с провайдером-аутстаффером». Такого менеджера оформляют на работу в кадровое агентство. И именно запись агентства будет стоять в его трудовой книжке. Однако согласно трудовому договору между агентством и компанией-заказчиком специалист может в своем резюме указать фактические место работы и выполненные проекты. Но рынку обычно глубоко безразличны «бумажные» места работы управленцев высшего звена – все следят лишь за их профессиональными достижениями. Так же обстоят дела и с иностранными менеджерами, поступающими на работу в отечественные компании.

Российские руководители пока неохотно используют новую для них форму покупки труда. Одной из самых смелых отечественных компаний оказался «Альфа-банк». В середине июля на его официальном сайте была размещена информация о проведении тендера на аутстаффинг ИТ-подразделения. Тендер был выигран Ventra Employment. «Мы взяли в свой в штат ИТ-персонал, который ранее был оформлен в компании IBS и уже обслуживал информационную структуру банка, – рассказывает Марина Симонова из Ventra Employment. – Честно говоря, мы их даже в глаза не видели: они как работали в банке, так и работают. Мы просто переоформили все документы на себя и теперь платим им зарплату. Могу лишь сказать, что люди довольны. Теперь у них появилась белая зарплата и медицинская страховка».

Аутстаффинг как средство воровства

Сегодня в России услугами аутстаффинга пользуются преимущественно иностранные компании. Правда, при этом западные бизнесмены неохотно рассказывают о своей деятельности в России. В свою очередь, кадровые агентства, как стойкие партизаны, хранят тайну своих клиентов: помимо деловой этики держать язык за зубами их заставляют условия договоров. По этой причине подробности аутстаффинговых кейсов дошли до «Ко» в «обезличенном» виде. Что, впрочем, нисколько не умаляет их ценности.

Практически все предприятия с иностранным капиталом в большей или меньшей степени прибегают к аутстаффингу. Обычно он применяется к «рабочему» персоналу. «Так компании проще сосредоточить усилия непосредственно на производственном процессе, – комментирует генеральный директор кадрового агентства Coleman Services Ольга Банцекина. – Известно, что основным мотивационным фактором для людей рабочих специальностей являются деньги. В этой среде высока текучесть кадров. Многие пьют, кто-то «нечист на руку». При помощи агентства производственной компании удается избегать необходимости решать подобного рода вопросы самим».

В случае возникновения конфликтов именно на плечи провайдера (кадрового агентства) ложится работа по выяснению отношений с персоналом и выполнению утвержденного трудового графика.

У подобной практики есть и другие плюсы. Как показывает опыт, у людей, стремящихся выйти из штата агентства и попасть в штат компании, резко повышается мотивация. Фактически аутстаффинг позволяет легко увеличить испытательный срок до года, в то время как по закону он не должен превышать трех месяцев. Выводя кандидата за штат, работодатель может в течение длительного времени наблюдать за ним. «Такой способ проверки хорош и для старых сотрудников», – считает Марина Симонова из Ventra Employment.

Русский менталитет

Финансовая выгода компании от использования аутстаффинга заключается вовсе не в экономии на социальном налоге, как можно было бы подумать. Сокращение затрат происходит только при выводе за штат большого числа сотрудников. В любом кадровом агентстве, предоставляющем услуги аутстаффинга, для клиента обязательно делают соответствующий финансовый расчет. Как правило, расходы компании на зарплату персонала остаются практическими неизменными и состоят из собственно выплат сотрудникам, социальных налогов и гонорара кадрового агентства. Последний может составлять до 20% от фонда заработной платы выведенного за штат персонала.

Компания выигрывает за счет того, что ей больше не требуется решать массу организационных вопросов, связанных с содержанием персонала. Так, например, для обслуживания 100 – 150 низкоквалифицированных работников требуется как минимум два бухгалтера, один кадровик и рабочие места для них. По самым грубым подсчетам, это может вылиться в $50 000 – 70 000 в год. Агентство, предоставляющее услуги аутстаффинга, берет на себя все связанные с трудовыми соглашениями риски, вплоть до судебных издержек. «К сожалению, не все российские компании имеют отчетливое представление о том, что такое аутстаффинг, – говорит Ольга Банцекина. – Соответственно, им сложно взвесить все плюсы и минусы этой услуги. Многие рассматривают только прямые затраты на содержание персонала – то, что лежит на поверхности, и не замечают огромной подводной части айсберга. А эта часть выражается в уменьшенных рисках, экономии на поддержке рабочих мест, обучении и т.д.».

Для российских структур аутстаффинг может быть полезен на этапе подготовки к выходу на фондовый рынок, поскольку позволяет сократить прямые финансовые издержки на персонал. «Отечественные компании, как правило, стремятся минимизировать свою налоговую базу, открывая несколько малых предприятий и объединяя их в холдинги, – поясняет национальный директор по развитию бизнеса кадрового агентства Adecco Константин Бряузов. – Руководителям таких предприятий сложно объяснить, что представляет собой вывод персонала за штат и почему прибегать к нему гораздо более цивилизованное решение, чем тасовать сотрудников по разным организациям внутри холдинга. Отсутствие в стране законодательной базы и неосведомленность рынка об услуге ведет к тому, что в российских компаниях аутстаффинг не находит большого спроса».

Факты об аутстаффинге

Аутстаффинг появился в США в 60 – 70-е годы прошлого века, но своего расцвета достиг лишь в 1990-е. Сначала кадровые агентства позиционировали эту услугу в качестве несколько видоизмененного лизинга персонала. В настоящее время аутстаффинг представляет собой юридически оформленный сервис с четко проработанным механизмом реализации. К 2005 году около 80% всех малых и средних западных компаний вывели часть своих сотрудников за штат.

Спрос на аутстаффинг в России возник после кризиса 1998 года, когда оставшиеся на российском рынке иностранные компании были вынуждены частично сокращать сотрудников, а других выводить за штат. С помощью аутстаффинга удалось, с одной стороны, сохранить персонал, с другой – снизить расходы на его содержание. В 2001 году клиенты из разных регионов России и ближнего зарубежья, использовавшие аутстаффинг, составляли около 10% от общего числа клиентов кадровых агентств. В период с середины 2002 года по начало 2003-го спрос на аутстаффинг в нашей стране достиг своего пика. Это существенно повлияло на рост рынка кадровых услуг в целом – в 2004 году его объем составил более $100 млн.

Путеводитель по аутстаффингу

 

Кто предоставляет услугу в России

 

Adecco, Coleman Services Inc., Credere, Kelly Services CIS, Manpower, Unistaff, Ventra Employement, Анкор, Контакт
Кого целесообразно выводить за штат
  • Торговых агентов,
  • мерчандайзеров
  • низкоквалифицированных рабочих,
  • большинство не ключевых для данной компании сотрудников
Когда нужен аутстаффинг
  • Когда необходимо оформить персонал на временные проекты
  • Если у компании есть ограничение по численности персонала, а для работы необходимы дополнительные сотрудники
Плюсы аутстаффинга
  • Снижение расходов, связанных с администрированием персонала;
  • снижение затрат на содержание бухгалтерской и кадровой служб компании;
  • возможность оптимизации налогов
Минусы аутстаффинга
  • Большая текучесть кадров,
  • отсутствие в России релевантной законодательной базы
Отправьте заявку и наш специалист свяжется с Вами в кратчайшие сроки!

Подтверждаю согласие на обработку персональных данных

Схема работы
1
Мы выводим ваших сотрудников за штат
2
Оформляем ваших сотрудников в нашу компанию
3
Вы выплачиваете нам заработную плату сотрудника и стоимость наших услуг
4
Мы оплачиваем все налоги
5
Выплачиваем заработную плату сотрудникам
6
Сотрудники продолжают работать на своих прежних рабочих местах
7
Ответственность за работников переходит на нашу компанию
8
Вы получаете договор-гарантию вашей безопасной работы