Аутсорсинг является одним из способов решения проблемы кадрового дефицита, но не самым распространенным, следует из результатов опроса. За год доля тех, кто справляется с нехваткой работников, отдавая часть функций на аутсорсинг, сократилась с 39 до 34%. Авторы исследования называют его «недооцененной возможностью для решения проблемы с кадрами».
Среди способов борьбы с дефицитом специалистов лидируют более активный наем (такой ответ дали 66% компаний), создание более качественных условий труда и инвестиции в человеческий капитал (64%), а также повышение зарплат (45%). Кроме того, за последний год бизнес стал более активно взаимодействовать с высшими учебными заведениями — доля таких ответов выросла с 15 до 31%.
При этом для выполнения поддерживающих функций аутсорсинг более популярен: сторонним организациям поддерживающий функционал уже передает 48% опрошенных компаний, еще 10% пока не пользуются такой возможностью, но рассматривают ее.
За год изменилось распределение ответов на вопрос, какие функции компании готовы отдать или уже отдали на аутсорс, указано в исследовании. Лидер остался неизменным — бухгалтерия и финансы, включая налоговое администрирование, — так ответили 70% организаций. Вместе с тем выросла доля готовых передать на аутсорс IT-поддержку (с 48 до 61%) и кадровое делопроизводство (с 33 до 42%). Напротив, сократилось число желающих отдать на аутсорс администрирование заработной платы (с 63 до 42%) и юридическое сопровождение (с 52 до 30%).
Аутсорсинг не решает проблему дефицита кадров в целом, однако позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, объясняет руководитель направления аутсорсинговых проектов кадровой компании Uteam Екатерина Жарова. «Суть в фокусировании на потребностях конкретного клиента, формировании целевого потока специалистов, обеспечении их необходимой инфраструктурой, обучении и мотивации», — подчеркивает она. По словам Осиповой, аутсорсинг персонала может поддержать бизнес в моменте — например, при сезонном всплеске, когда нужны временные работники, а также позволяет закрывать рутинные и неключевые для бизнеса задачи, которые не требуют высокой квалификации от специалистов.
«Это не решит кадровую проблему глобально, но точно позволит сгладить ее остроту, в том числе за счет того, что специалисты на аутсорсинге могут работать на несколько компаний сразу», — говорит Осипова. Жарова уточняет, что вопрос работы одного специалиста одновременно на нескольких проектах зависит от сферы: «Это маловероятно в производстве, но вполне возможно, например, в сфере маркетинговых услуг (мерчендайзинг, промоакции)».